welder_history (welder_history) wrote,
welder_history
welder_history

Categories:

Судовые часы...

Идут...

1

Но уникальность их не в этом.



Осмотрим внимательно...

Перед нами судовые часы, произведенные в мастерских Гидрографического управления ВМФ...

1

«Мастерские мореходных инструментов у нас основаны в 1732 г. и первоначально изготовляли компасы и чертежные инструменты. В 1806 г - они переводятся в особое здание (на Большую Охту) и начинают выделывать все роды компасов того времени, кронциркуля, масштабы, песочные склянки, зрительные трубы, и в 1913 г. выпускают первый секстан.

Приблизительно в 1860 г., кроме уже указанных предметов, они выпускают шлюпочные компасы в жидкости, барометры, искусственные горизонты н лоты Брука, а в 1862 г. приборы для уничтожения девиации. В 1894 г. появились сделанные ими новые приборы для уничтожения девиации.

В первые годы революции деятельность мастерских ослабела, но уже с 1924 г. мастерская начала быстро развиваться, было организовано производство морских часов, прокладочных инструментов, построен магнитный инклинатор Беляева, магнитометр Бахурина, приборы Батенберга, а также началась выделка лагов «Нептун» и преступлено к возобновлению выделки секстанов и ночных биноклей. Началась массовая выделка магнитных компасов (трех типов).»
Взято: http://canlaboratory.com/pribory/ampv/marine-clock/russia/masterskie-ggu-3083


2

Т.е., данные часы были выпущены не ранее 1924 года. Но и не позднее 1931 года...

3

"В 1931 году «Мастерская мореходных инструментов» постановлением Правительства реорганизована в «Завод мореходных инструментов»."
Взято: http://www.navydevices.ru/about/history/155-razvitye


"ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВОД № 338 УПРАВЛЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЛЕНСОВНАРХОЗА (1918-1960 гг.)
Ф. Р- 6631. 818 ед.хр., 1927 -1960 гг.; оп. 1-5.
После революции мастерская мореходных инструментов при Адмиралтействе, основанная в 1804 г., передана в ведение Гидрографического управления Военно-морских сил РККА, в 1931 г. реорганизована в завод мореходных инструментов. Дальнейшие переименования: 1938-1943 гг. завод штурманских приборов, 1943 г. мастерские мореходных инструментов, 1944 г. завод № 338. Подведомственность: Гидрографическое управление Наркомата (с марта 1946 г. Министерство) Военно-морского флота СССР, 1950-1957 гг. Минсудпром СССР, с июля 1957 г. Управление судостроительной промышленности Ленсовнархоза. В 1960 г. объединён с заводом "Гидрометприбор"."
Взято: http://spbarchives.ru/web/group/information_resources/-/archivestore/guide_page/1-21

Далее небольшая головоломка. Ошибка в написании: "Мастерския"...

Посмотрев подобные часы здесь: http://canlaboratory.com/pribory/ampv/marine-clock/russia/masterskie-ggu-3083

здесь: http://canlaboratory.com/pribory/ampv/marine-clock/russia/masterskiya-ggu-624

и здесь: http://canlaboratory.com/pribory/ampv/marine-clock/russia/monitor-udarnyj

можно сравнить надпись на циферблатах (с учетом заводских номеров), и предположить, что данные часы произведены в самых первых партиях. До середины 20-х гг. ХХ в. (по моим наблюдениям), наблюдалась неразбериха в части написания некоторых слов, после перехода на новую, советскую орфографию. И именно в этой неразберихе, была изготовлена партия циферблатов со "старорежимным" написанием.

4

Вот, кстати, еще одна тема с обсуждением однотипных часов: http://forum.watch.ru/showthread.php?t=49965

Смотрим дальше. Стрелки стальные, слегка покрыты коррозией.

5

На обратной стороне часов присутствует номер, совпадающий с номером на циферблате.

6

А вот дальше начинается САМОЕ интересное:

на обороте, острым предметом нацарапано: "К Либкнехт"...

7

Эту надпись я снял под разными углами и при различном освещении...

8

9

10

11

12

13

14

В составе советского военного и торгового флота было несколько кораблей и судов, носивших имя одного из основателей Компартии Германии (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%BD%D0%B5%D1%85%D1%82,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB)...

Но поразмыслив, я пришел к выводу, что этот "Карл Либкнехт" имеет прямое отношение к нашему городу.

КАРЛ ЛИБКНЕХТ (до 1917 г. "Паллада").
Полная вместимость 3340 брт. Размерения 108 х 14.2 х 6.58 м. ГЭУ котломашинная, 1800 л.с. Скорость 9.5 узлов. Грузовой пароход. Построен в 1900 г. на верфи "Howaldtswerke" (г. Киль, Германия) по заказу РОПиТ. После национализации входил в состав Балтийской главной конторы Совторгфлота, а с 1938 г. - Дальневосточного гос. морского пароходства. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе ТОФ в качестве транспорта. Находился в эксплуатации до 1964 г., а затем был переоборудован в плавучий судоремонтный завод во Владивостоке.

liebknecht

Взято: http://sovnavy-ww2.ho.ua/transports/typ_diana.htm

Но уникальность этих часов не в том, что они с почтенного старого парохода...

А в том, что этим пароходом командовала первая в мире женщина-капитан Анна Ивановна Щетинина!

"Во Владивостоке ее направили капитаном на пароход “Карл Либкнехт” — всего за день до выхода старого и запущенного судна в рейс в Америку. Выход был назначен на 31 декабря. Как добирался до Америки “Карлуша”, надо читать у самой Анны Ивановны. Ремонтировали его в Канаде, в Ванкувере. Один из моряков говорил, что “канадцы из уважения к Анне Ивановне к старой трубе приделали новый пароход”.
Ремонт “Карла Либкнехта” в Канаде длился почти полгода, Анна Ивановна своей компетентностью и обаянием завоевала сердца многих канадцев, с которыми имела контакты сначала чисто деловые, а потом и дружеские."

Взято: http://www.33plus1.ru/Decor/02_OUTDOOR_INSTALL/130829_Anna/Anna.htm


Вот такие дела...


Tags: 1922-1991 гг., 1941-1945 гг., ДВМП, Морфлот, ПЕРСОНАЛИИ, Приморье в годы Великой Отечественной, история Владивостока, история Приморья, промышленность Приморья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments