welder_history (welder_history) wrote,
welder_history
welder_history

Sink 'em all!!! - Топи их всех!!!

Тот же номер газеты "Красное Знамя" от 26 марта 1943 года...

13.jpg

Бывший командующий подводными силами Тихоокеанского флота США вице-адмирал Чарльз Локвуд в своей книге «Топи их всех» (М., Воениздат, 1960, с. 94) пишет: «Последней неприятностью в этом месяце был запрос от главнокомандующего военно-морскими силами, потребовавшего доложить все, что нам известно об обстоятельствах потопления русского судна «Ильмень»... В результате тщательной проверки выяснилось, что судно «Ильмень» оказалось несчастной жертвой торпед, выпущенных «Софиш». Но всего ужаснее было то, что следующей ночью «Софиш» отправила на дно другое судно, которым, по-видимому, был русский транспорт «Кола», который, как стало известно, был потоплен в этом районе... «Софиш» атаковала «Ильмень» на рассвете, а предполагаемое русское судно «Кола» — при ярком свете луны...»
Необходимо, однако, уточнить: по документам и рассказам моряков с пароходов «Ильмень» и «Кола», гибель этих судов произошла наоборот — вначале был потоплен пароход «Кола», затем «Ильмень».
Столь откровенное признание бывшего командующего подводными силами Тихоокеанского флота США об «ошибочном» торпедировании пароходов «Ильмень» и «Кола» полностью поднимает завесу над историей гибели двух советских судов, тогда как предшествующие события давали повод для иного толкования и размышления.
Текст взят: http://militera.lib.ru/h/rudnev_ga/01.html


Пароход «Кола» (бывший Satartia), построен в 1919 году в США на верфи American Intnl SB Corp. 18 ноября 1942 года получен ДВМП по программе ленд-лиза.

14.jpg


Под советским флагом пароход «Кола» успел сделать, по сути, единственный рейс, доставив в зиму 1942–1943 годов ленд-лизовские грузы из США во Владивосток. Здесь судно разгрузилось. 13 февраля 1943-го «Кола» под командованием капитана Соловьева снялась из Владивостока назначением на Петропавловск-Камчатский курсом вокруг Японии, через Цусимский пролив — пролив Лаперуза, кратчайший путь был забит плотным льдом. На борту находились 73 члена экипажа (включая военную команду) и девять пассажиров с детьми.
15 февраля в Цусимском проливе судно было остановлено японским патрульным кораблем. Получив ответы на интересующие их вопросы, японцы подняли флажной сигнал: «Следовать по назначению». Тем не менее в связи со сложной обстановкой Соловьев распорядился усилить вахты по наблюдению за горизонтом и воздухом.
16 февраля пароход «Кола» следовал рекомендованным курсом и находился далеко от японских берегов в Тихом океане. В полночь предстояло изменить курс — лечь на северо-восток. Но этот маневр судну выполнить не удалось...
В 23 часа 30 минут, когда «Кола» находилась в точке с координатами 30 град. 56 мин. с. ш., 136 град. 30 мин. в. д., раздался оглушительный взрыв. Огненный столб разорвал левый борт, разрушил жилые помещения, верхнюю палубу, надстройку. Вслед за первым взрывом раздался второй. Теперь торпеда попала в топливный диптанк. На палубу выбросило мазут. Накренившаяся на левый борт палуба стала скользкой. Многие моряки, находившиеся в жилых помещениях левого борта, погибли. Оставшиеся в живых в кромешной тьме бросались за борт или скатывались по скользкой палубе в воду и стремились отплыть как можно дальше от тонущего парохода.
Радист Кириленко успел включить аварийную радиостанцию и передать в эфир четырехкратное «С» — условный сигнал, означающий, что судно торпедировано. Затем передал открытым текстом: «Торпедированы... Быстро тонем...»
Когда рассвело, выяснилось, что на чудом сброшенные и найденные в темноте среди волн шлюпку и два плота сумели спуститься только 31 человек из более чем восьмидесяти, находившихся на борту. Спасенные еще не знали, что впереди — двухнедельное плавание по зимнему океану.
Величайшее мужество проявили все — от капитана до юнги, но выдержать испытания до конца смогли лишь четверо: радист Кириленко, третий механик Смаричевский, старший механик Мотин и машинист Платонов. 4 марта их подобрал японский тральщик в 30–40 милях юго-восточнее мыса Муротосаки на острове Сикоку. 23 марта 1943 года моряки встретились с советским консулом в Токио, а 1 апреля все четверо выехали на Родину.
…В те годы казалось однозначным, что «Кола» была атакована японской субмариной. Однако после войны удалось установить, что пароход стал очередной жертвой американских подводников, действовавших по принципу «Топи их всех!», а позже оправдывавшихся тем, что в темноте было трудно различать опознавательные знаки. Тем не менее отсутствие даже попытки оказать помощь гибнущим морякам — более чем показательно.
Особый ужас состоит в том, что пароход «Кола» был «по ошибке» торпедирован американской подводной лодкой SS-276 Sawfish под командованием лейтенант-коммандера Сэндса (Eugene Т. Sands) — все той же Sawfish, что спустя менее полусуток атаковала и потопила пароход «Ильмень».
Текст взят: http://novayagazeta-vlad.ru/311/istoriya/ushli-v-puchinu.html



Судовая роль парохода «Кола»

Фамилия, имя, отчество Должность Год рождения Примечание
1 Соловьев Лев Михайлович Капитан 1901 Погиб в шлюпке
2 Кобыща Николай Савельевич 1-й помощник 1903 Погиб при торпедировании
3 Алексеев Виктор Михайлович Ст. помощник 1912 Умер в шлюпке 27 февраля
4 Никитин Антон Сергеевич 2-й помощник 1907 Погиб при торпедировании
5 Шевченко Иван Павлович 3-й помощник 1892 Погиб при торпедировании
6 Леонова Калерия Папьевна Бухгалтер 1910 Погибла при торпедировании
7 Мотин Федор Тимофеевич Ст. механик 1911 Спасен 4 марта
8 Яровой Николай Федорович 2-й механик 1914 Погиб при торпедировании
9 Смаричевский Геннадий Львович 3-й механик 1909 Спасен 4 марта
10 Лебединский Семен Абрамович 4-й механик 1912 Умер в шлюпке 24 февраля
11 Ковалевский Константин Васильевич Врач 1880 Погиб при торпедировании
12 Кириленко Иван Харитонович Радиотехник 1901 Спасен 4 марта
13 Залежская Людмила Михайловна 2-й радист 1922 Погибла при торпедировании
14 Капелюшок Афанасий Иванович Матрос 1 класса 1914 Погиб при торпедировании
15 Багров Сергей Алексеевич Матрос 1 класса 1926 Погиб при торпедировании
16 Чукин Иван Николаевич Матрос 1 класса 1907 Погиб при торпедировании
17 Шаповалов Михаил Игнатьевич Матрос 1 класса 1925 Умер в шлюпке 4 марта
18 Гримм Эдмунд Давидович Матрос 1 класса 1900 Погиб при торпедировании
19 Насонов Степан Степанович Матрос 1 класса 1911 Погиб при торпедировании
20 Матвеев Петр Дмитриевич Боцман 1904 Умер в шлюпке 26 февраля
21 Шманай Осип Тарасович Плотник 1889 Погиб при торпедировании
22 Васичкин Владимир Анатольевич Матрос 2 класса 1925 Погиб при торпедировании
23 Чернявский Константин Иосифович Токарь Умер в шлюпке 1 марта
24 Рябков Вячеслав Иванович Электрик 1913 Умер в шлюпке
25 Платонов Михаил Федорович Машинист 1923 Спасен 4 марта
26 Владыкин Петр Иванович Машинист 1916 Умер в шлюпке
27 Тихонов Корнилий Тихонович Машинист 1905 Погиб в шлюпке
28 Баранов Александр Александрович Кочегар 1 класса 1914 Погиб при торпедировании
29 Матолыгин Василий Иванович Кочегар 1 класса 1922 Погиб при торпедировании
30 Летин Александр Петрович Кочегар 1 класса 1924 Погиб в шлюпке
31 Молдованов Владимир Яковлевич Кочегар 1 класса 1924 Погиб при торпедировании
32 Клочко Анатолий Демьянович Кочегар 1 класса 1924 Погиб при торпедировании
33 Котов Леонид Иванович Старший кочегар 1914 Погиб при торпедировании
34 Верчик Александра Федоровна Дублер кочегара 1924 Погибла при торпедировании
35 Сащенко Афанасия Ивановна Дублер кочегара 1920 Погибла в шлюпке
36 Баровикова Анна Андреевна Дублер кочегара 1915 Погибла при торпедировании
37 Гунько Вера Ивановна Дублер кочегара 1920 Погибла в воде после торпедирования
38 Кравцов Николай Николаевич Дублер 2-го механика 1911 Погиб при торпедировании
39 Полевая Любовь Яковлевна Буфетчица 1917 Погибла в шлюпке
40 Павлова Нина Ивановна Дневальная 1902 Погибла при торпедировании
41 Шипаренко Михаил Иванович Дневальный 1920 Погиб при торпедировании
42 Тузова Марфа Степановна Уборщица 1896 Погибла при торпедировании
43 Макаренко Матрена Евгеньевна Повар 1907 Погибла при торпедировании
44 Анфиногенов Иван Наумович Кок-пекарь 1900 Погиб при торпедировании
45 Уткин Руслан Георгиевич Юнга 1927 Погиб в шлюпке
46 Ганзюк Спартак Федорович Юнга 1929 Умер в шлюпке 25 февраля
47 Быстряков Май Серафимович Юнга 1929 Погиб при торпедировании
48 Нагорный Николай Павлович Лейтенант 1917 Умер в шлюпке
49 Пастухов Владимир Павлович Старшина охраны 1914 Погиб при торпедировании
50 Егоров Александр Иудович Старшина охраны 1918 Погиб при торпедировании
51 Мерзляков Николай Иванович Краснофлотец 1919 Погиб при торпедировании
52 Мишустин Евгений Васильевич Краснофлотец 1918 Погиб при торпедировании
53 Ковальчугов Александр Филиппович Краснофлотец 1920 Погиб при торпедировании
54 Климашев Григорий Федотович Краснофлотец 1918 Погиб при торпедировании
55 Малышев Константин Иванович Краснофлотец 1922 Погиб при торпедировании
56 Аничкин Александр Ильич Краснофлотец 1922 Погиб при торпедировании
57 Сидоренко Георгий Брониславович Краснофлотец 1921 Умер в шлюпке 25 февраля
58 Межмал Константин Петрович Дублер ст. помощника 1915 Погиб при торпедировании
59 Альхимченко Валентин Федорович 2-й помощник 1921 Погиб при торпедировании
60 Востротин Игорь Федорович Дублер радиста 1916 Погиб при торпедировании
61 Вощук Александр Антонович 4-й механик 1912 Погиб при торпедировании
62 Бучковский Анатолий Антонович 4-'й механик 1917 Погиб при торпедировании
63 Буянкин Матвей Иванович 3-й механик 1902 Погиб при торпедировании
64 Абакумец Иван Иванович 3-й механик 1908 Погиб при торпедировании
65 Герасимов Алик Пассажир 1938 (приблизительно) Погиб при торпедировании
66 Герасимова (мама Алика) Пассажир Погибла при торпедировании
67 Фамилия неизвестна, Миша Пассажир 1928 (приблизительно) Погиб в шлюпке
68 Ребенок (фамилия неизвестна) Пассажир Погиб при торпедировании
69 Ребенок (фамилия неизвестна) Пассажир Погиб при торпедировании
70 Женщина (фамилия неизвестна) Пассажир Погибла при торпедировании
71 Женщина (фамилия неизвестна) Пассажир Погибла при торпедировании
72 Мужчина (фамилия неизвестна) Пассажир Погиб при торпедировании
73 Мужчина (фамилия неизвестна) Пассажир Погиб при торпедировании


Судовая роль парохода «Ильмень»

Фамилия, имя, отчество Должность Год рождения Примечание
1 Могучий Анатолий Данилович Капитан 1911
2 Крамской Борис Аркадьевич Ст. помощник 1910
3 Музыченко Дмитрий Ефимович 2-й помощник 1917
4 Семенова Тамара Константиновна 3-й помощник 1914
5 Спиров Азарий Анатольевич Радист 1913 Погиб при торпедировании
6 Лукина Лариса Васильевна Судовой медик 1911
7 Синиок Николай Иванович Старший механик 1912 Погиб при торпедировании
8 Бондарев Георгий Константинович 2-й механик 1909 Погиб при торпедировании
9 Марков Иван Андреевич 3-й механик 1912
10 Семенякин Михаил Федорович Боцман 1914
11 Сидоренко Филипп Федорович Плотник 1911
12 Платошин Степан Дмитриевич Матрос 1 класса 1913
13 Кузнецов Григорий Иванович Матрос 1 класса 1906
14 Сальников Александр Семенович Матрос 1 класса 1917 Погиб при торпедировании
15 Григорьев Константин Алексеевич Матрос 2 класса 1926
16 Прокофьев Николай Владимирович Матрос 2 класса 1926
17 Котов Григорий Иванович Юнга 1928
18 Гончаров Леонид Карпович Машинист 1 класса 1918
19 Преловский Николай Дементьевич Кочегар 1 класса 1923
20 Фарбман Иосиф Анатольевич Кочегар 1 класса 1902 Умер в шлюпке
21 Прасков Андрей Георгиевич Кочегар 1 класса 1903
22 Ушаков Василий Лаврентьевич Кочегар 1 класса 1894
23 Гусев Ефим Григорьевич Кочегар 1 класса 1916
24 Чужайкин Алексей Федорович Кочегар 1 класса 1915
25 Раффе Павел Абрамович Кочегар 1 класса 1905 Погиб при торпедировании
26 Петрухин Александр Николаевич Кочегар 2 класса 1913
27 Васютин Геннадий Александрович Машинист 1927
28 Кириченко Дарья Ивановна Повар 1895 Погибла при торпедировании
29 Манвелова Валентина Ивановна Камбузница 1924
30 Горбунова Наталья Моисеевна Уборщица 1910
31 Прудкина Наталья Ивановна Уборщица 1921
32 Соколов Евгений Васильевич Помощник капитана по военной части 1913
33 Руденко Анисий Карпович Краснофлотец 1914
34 Черкасов Александр Ануфриевич Краснофлотец 1919
35 Безрученко Василий Савельевич Краснофлотец 1917
36 Макаров Николай Михайлович Краснофлотец 1914
37 Сахаров Александр Сергеевич Краснофлотец 1915
38 Гусев Михаил Васильевич Дублер старпома 1912
39 Быстренко Виктор Иванович Матрос 1921
40 Попов Виктор Степанович Ст. машинист 1918
41 Ледомский Георгий Григорьевич Машинист 1 класса 1916
42 Терещенко Филипп Семенович Кочегар 1913

Взято здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=3347.0

Tags: "Корабли постоят...", "Он не вернулся из боя", 1941-1945 гг., ДВМП, ПЕРСОНАЛИИ, Приморье в годы Великой Отечественной
Subscribe

Posts from This Journal “"Он не вернулся из боя"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments