welder_history (welder_history) wrote,
welder_history
welder_history

"Свирск". За два года до Даманского...

Приобрел по случаю несколько фотографий, с интересными надписями на обороте...


Надпись на обороте: "20.VIII - 67 г. пароход Свирск, который подвергся нападению хунвейбинов в китайском порту".

1.jpg


Из воспоминаний Алексея Аркадьевича Брежнева, советского дипломата-китаиста:

"С началом "культурной революции" в Китае условия труда и жизни иностранных представителей, и в первую очередь советских людей, в Пекине стали резко ухудшаться. Коммюнике XI пленума ЦК КПК восьмого созыва, опубликованное 12 августа 1966 г., не оставляло сомнений, что во внешнеполитическом плане развертываемая кампания направлена на серьезное обострение советско-китайских отношений и на вытравливание самой идеи дружбы с северным соседом, пустившей корни в китайском обществе. В развязной форме заявлялось о неприятии нового советского руководства и подтверждалось, что Китай отклоняет идею единства действий в оказании помощи Вьетнаму.
Поскольку «культурная революция» продолжала набирать темпы, мы в посольстве ожидали, что летом 1967 года китайцы предпримут новые шаги, направленные на дальнейшее усиление напряженности в отношениях с СССР. К сожалению, этот пессимистический прогноз оправдался. Объектами провокаций все чаще становились принадлежащие Советскому Союзу транспортные средства, в особенности безоружные гражданские суда.
Вне Пекина наиболее крупная провокация была предпринята числа 10-го августа в связи с заходом в китайский порт Далянь советского судна «Свирск». На борт ворвались китайские власти, которые захватили и увезли капитана Коржова. Одновременно толпа китайских граждан попыталась расправиться с членами экипажа. Судно было исписано и обклеено оскорбительными для нашей страны лозунгами."


Надпись на обороте: "20.VIII - 1967 г. У этого борта хунвейбины писали оскорбления русским".

Уважаемые коллеги, владеющие китайским!!! Прошу Вас перевести надпись на борту!!!

2.jpg




Надпись на обороте: "20.VIII - 67 г. У этого борта писали китайские коммунисты, у парохода была борьба погибли даже 5 человек команды".

На борту видны надписи: "Да здравствует великая дружба народов КНР и СССР", "...-дуна" (надо полагать Мао-Цзе...)
Подтверждения гибели 5 членов команды "Свирска" я не нашел. И что имелось в виду под "китайскими коммунистами"???

3.jpg


"Капитан «Свирска» позвонил мне в посольство, подробно проинформировал о случившемся, подчеркнув, что команда судна не давала поводов для подобных действий китайских властей и граждан. Я как мог постарался приободрить его и команду, заверил, что Советское правительство своих моряков в беде не оставит и примет все меры для их освобождения.
Между тем меня насторожило такое обстоятельство: измываясь над Коржовым и его командой, китайские власти в то же время с готовностью предоставляли ему добротную связь с посольством (Коржов звонил не один раз). Невольно возникал вопрос: а не хотят ли они втянуть каким-то образом в эту провокацию посольство и тем самым заручиться поводом для новых акций против него? Хотя документальных доказательств у нас, разумеется, никаких не было, мы, тем не менее, обсудив этот вопрос, пришли к выводу, что считаться с такой возможностью необходимо.
Едва мы поговорили на эту тему, как приходит указание из Москвы направить в Далянь консульского работника для урегулирования вопроса о «Свирске». Мне и моим коллегам было абсолютно ясно, что эта поездка в лучшем случае ничего не даст, а скорее всего лишь поможет провокаторам запутать концы и переложить ответственность за случившееся на посольство. До тех пор пока китайские власти противостоят команде «Свирска», всем ясно, кто на кого напал и кто несет ответственность за случившееся. Хочешь не хочешь, а китайцам все равно пришлось бы отпустить «Свирск». Здесь они сталкивались не только с командой советского теплохода, но и со всей мореплавающей братией мира. Если же в дело вмешалось бы посольство, картина оказалась бы смазанной и для многих не очевидной. Это позволило бы провокаторам надолго задержать судно и выдвигать всякого рода надуманные обвинения в наш адрес.
Мне, конечно, было известно, как не любят на Смоленской площади отказы выполнять поручения. Тем не менее, учитывая возможные последствия, я счел необходимым доложить ситуацию, как она видится посольству, и просить согласия не направлять в Далянь нашего консульского работника. В Москве с моими доводами согласились.
Судно было освобождено после личного обращения А.Н.Косыгина к Чжоу Эньлаю.
Между тем обстановка вокруг посольства продолжала накаляться. В этих условиях мы стремились еще более скрупулезно фиксировать каждый факт враждебных действий против советских учреждений и их служащих. В целях повышения оперативности я иногда заявлял протесты в МИД КНР по факту, не запрашивая специального указания МИД СССР. В таких случаях посольство докладывало в Москву сразу и о случившемся, и о заявленном протесте."

Текст взят: http://diplomatbrezhnev.ru/downl_5.html


Еще немного информации об этом инциденте из работы В.В. Иванова,
"УЧАСТИЕ ТОРГОВОГО ФЛОТА СССР В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ В ПЕРИОД ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ В ИНДОКИТАЕ 1964–1975 ГГ.":

"Китайские власти неоднократно устраивали провокации в отношении советских судов, направлявшихся в ДРВ или возвращавшихся из Северного Вьетнама на Родину. Нередко это приводило к крупным международным скандалам. 20-21 июля 1967 г. в Желтом море военный корабль и вооруженные суда КНР предприняли действия угрожающего характера против советского судна «Гидрограф», находившемуся в нейтральных водах. 8-12 августа того же года в порту Далянь местные власти задержали теплоход «Свирск». На борт судна поднялся вооруженный отряд китайских пограничников. Второй штурман судна, отказавшийся принять значок с изображением Мао Цзэдуна, был обвинен «в нарушении суверенитета КНР». Пограничники потребовали выдать его китайским властям. Капитан «Свирска» В.А. Коржов отказался сделать это. В результате, капитан, второй штурман были арестованы и подверглись унизительным допросам. 12 августа Председатель Севета министров СССР А.Н. Косыгин направил Председателю Государственного совета КНР Чжоу Эньлаю письмо, в котором категорически осудил захват советского судна. 13 августа «Свирск» покинул порт Далянь. После этого инцидента советские суда перестали заходить в китайские порты."

http://www.amgpgu.ru/upload/iblock/329/ivanov_v_v_uchastie_torgovogo_flota_sssr_v_okazanii_pomoshchi_demokraticheskoy_respublike_vetnam_v_p.pdf



На этих фотографиях, я полагаю, запечатлен Валентин Александрович Коржов...
Надпись на обороте: "Владивосток 1971 г."

4.jpg


Надпись на обороте: "Капитан-наставник. Мой большой друг Валентин Александрович".

5.jpg



ДЛЯ СПРАВКИ:

1. Брежнев А.А. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

2. Теплоход грузовой "Свирск".
Год постройки: 1966 г.
Место постройки: ГДР
Грузовместимость GT (gross tonnage): 3361
В ДВМП: 1966-1992 гг.
В 1992 году судно было передано компании Акфес.
Типовые технические характеристики:
Вместимость (в брутто-регистровых тоннах): 3472,75
Длина (в метрах): 105,85
Ширина (в метрах): 14,63
Осадка (в метрах): 6,55
Мощность машины (в лошадиных силах): 3250
Скорость (в узлах): 13,8


UPD!!!!

Насчет инициалов Коржова непонятки есть...

Он мог быть и Виктором Алексеевичем...
Tags: "Корабли постоят...", 1922-1991 гг., ДВМП, Морфлот, ПЕРСОНАЛИИ, ПОЛИТИЧЕСКОЕ, загадки-непонятки, история Владивостока, остров Даманский
Subscribe

Posts from This Journal “"Корабли постоят..."” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments